Рекомендации психолога

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

Ваш ребенок — первоклассник. Вы волнуетесь, и это нормально и естественно.  Но родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет а школу с уверенностью в том что учиться ему нравится, что он многое уже умеет, а необходимому — обязательно научиться. Для успешного освоения ребёнка в новой роли используйте следующие рекомендации:

  1. Будите утром ребёнка спокойно — проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его c утра.
  2. Не торопит ребёнка. Учите планировать.
  3. Приучайте ребёнка утром завтракать.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая» «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было плохих отметок».
  5. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  6. Забудьте фразу, «что сегодня получил», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с  людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте — это не займёт много времени.
  7. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь — пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
  9. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе лучше дать 1,5 часа поспать, для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 1 7 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужны 10-1 5 минутные перерывы, лучше если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать одному, но если уж нужна ваша помощь — наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу»), похвала, даже если не всё получается, — необходимы (!).
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения взрослых с ребёнком в семье, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы можете найти много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти — в эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребёнка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
  17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание — это успокаивает и снимает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях перед сном, о завтрашней контрольной и т.п.
  18. Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
  19. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решёнными задачами, и когда у ребёнка (да и у вас) уже опускаются руки — достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!».
  20. Чем труднее и неудачнее сложился день для вашего ребёнка, тем внимательнее должный быть вы к нему. Обязательно найдите за что похвалить ребёнка и только после этого можете закончить разговор с ним.
  21. Не заставляйте ребёнка переписывать домашнее задание. Во-первых, это не интересно и утомительно, а значит не приятно. Кроме того, не забывайте, что ребёнок утомлён, расстроен, у него ещё слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведёт к переутомлению. Пусть учиться делать уроки аккуратно сразу.
  22. Низкая оценка — это психологическая травма для ребёнка. Чтобы предупредить оценочный «травматизм», не наказывайте за плохую оценку. И вы и ребёнок должны понимать, что оценка, как красная лампочка — сигнал тревоги: здесь не доучили, не разгорались, недостаточно постарались; а не повод расквитаться с ребёнком за ваши, кстати добровольно взятые на себя, тревоги.
  23. Обращайте внимание ребёнка, акцентируйте и проповедуйте — нужны усилия, необходим труд. Дайте ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, чем от удачи, случая или вашей помощи. Замечайте и отмечайте любое усилие ребёнка, которое привело его к успеху или улучшило качество работы. Избегайте намёков на то, что ошибка или неудача — следствие отсутствия способностей.
  24. Помните, любую Вашу оценку ребёнок склонен принимать глобально, считая, что его оценивают как личность: «тройка — я плохой». Хвалите исполнителя, критикуйте — исполнение.
  25. Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим. Раньше не умел, а теперь уже может.

 Любите ребёнка таким, какой он есть!  

                                                                                       психолог         Тёмкина Л.В.

 СКАЧАТЬ