РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ваш ребенок — первоклассник. Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет а школу с уверенностью в том что учиться ему нравится, что он многое уже умеет, а необходимому — обязательно научиться. Для успешного освоения ребёнка в новой роли используйте следующие рекомендации:
- Будите утром ребёнка спокойно — проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его c утра.
- Не торопит ребёнка. Учите планировать.
- Приучайте ребёнка утром завтракать.
- Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая» «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было плохих отметок».
- Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу, «что сегодня получил», встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте — это не займёт много времени.
- Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь — пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
- После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе лучше дать 1,5 часа поспать, для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 1 7 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий нужны 10-1 5 минутные перерывы, лучше если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать одному, но если уж нужна ваша помощь — наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу»), похвала, даже если не всё получается, — необходимы (!).
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения взрослых с ребёнком в семье, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы можете найти много полезного.
- Помните, что в течение учебного года есть периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти — в эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребёнка.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
- Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание — это успокаивает и снимает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях перед сном, о завтрашней контрольной и т.п.
- Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
- Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решёнными задачами, и когда у ребёнка (да и у вас) уже опускаются руки — достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!».
- Чем труднее и неудачнее сложился день для вашего ребёнка, тем внимательнее должный быть вы к нему. Обязательно найдите за что похвалить ребёнка и только после этого можете закончить разговор с ним.
- Не заставляйте ребёнка переписывать домашнее задание. Во-первых, это не интересно и утомительно, а значит не приятно. Кроме того, не забывайте, что ребёнок утомлён, расстроен, у него ещё слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведёт к переутомлению. Пусть учиться делать уроки аккуратно сразу.
- Низкая оценка — это психологическая травма для ребёнка. Чтобы предупредить оценочный «травматизм», не наказывайте за плохую оценку. И вы и ребёнок должны понимать, что оценка, как красная лампочка — сигнал тревоги: здесь не доучили, не разгорались, недостаточно постарались; а не повод расквитаться с ребёнком за ваши, кстати добровольно взятые на себя, тревоги.
- Обращайте внимание ребёнка, акцентируйте и проповедуйте — нужны усилия, необходим труд. Дайте ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, чем от удачи, случая или вашей помощи. Замечайте и отмечайте любое усилие ребёнка, которое привело его к успеху или улучшило качество работы. Избегайте намёков на то, что ошибка или неудача — следствие отсутствия способностей.
- Помните, любую Вашу оценку ребёнок склонен принимать глобально, считая, что его оценивают как личность: «тройка — я плохой». Хвалите исполнителя, критикуйте — исполнение.
- Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим. Раньше не умел, а теперь уже может.
Любите ребёнка таким, какой он есть!
психолог Тёмкина Л.В.