Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление – это процесс, прежде всего процесс генерации идей. Поэтому компетенция «креативное мышление» = Умение генерировать идеи». Сама по себе генерация не является самоцелью любого бизнеса, поэтому креативное мышление существует также на стыке с другими компетенциями: критическое мышление (умение оценивать идеи), коллаборативность (умение придумывать в команде), образное мышление (умение визуализировать идеи) и т.д.
6. Глобальные компетенции – это способности:
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 301 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год
- План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Фрунзенского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
- Распоряжение Комитета по образованию № 1936-р от 03.10.2022 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
- Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 27.01.2023 №03-28-589/23-0-0 “О проведении регионального мониторинга (метапредметная работа по естественным наукам)”
Нормативно-правовые документы
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности»
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 №425 «Об утверждении основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021/2024 годы»
- Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербург №71-р от 30.07.2021 «План мероприятий повышение уровня Финансовой грамотности на 2021/2024 годы»
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
- ФГБНУ «ФИПИ»
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
- Функциональная грамотность для педагога